» » Против финансового омбудсмена ополчились защитники прав потребителей
Против финансового омбудсмена ополчились защитники прав потребителей
Против финансового омбудсмена ополчились защитники прав потребителей
Общества по защите прав потребителей против расширения полномочий финансового омбудсмена. По их мнению, права клиентов финансовых организаций могут быть ущемлены. Существует дилемма: омбудсмен должен освободить суды от небольших разбирательств, однако законодательный запрет на обращение в суд нарушит конституционные права граждан, опасаются правозащитники.

Процесс создания института финансового уполномоченного неожиданно подвергся критике со стороны организаций по защите прав потребителей. В открытом письме к органам государственной власти они выражают обеспокоенность тем, что из-за принятия закона о финансовом омбудсмене может быть ограничен доступ граждан к судам. В своем послании защитники потребителей указывают на последние правительственные обсуждения законопроекта «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций».
В этих дискуссиях рассматривалась возможность введения мер, которые «ограничат законное право граждан в выборе средств и способов своей защиты, в частности, как потребителей финансовых услуг».

Послание правозащитников уже направлено в правительство, Минфин, Федеральное собрание, в правовое управление администрации президента, а также омбудсмену по правам человека, уточняют в одном из ведомств.

В соответствии с предварительным текстом законопроекта, споры граждан с финансовыми организациями на сумму, не превышающую 300–500 тыс. руб., будут сначала рассматриваться омбудсменом и лишь потом граждане смогут оспорить принятое омбудсменом решение в суде. При этом в прямом обращении в суд по вопросам, связанным с деятельностью финансовых организаций, клиентам будет отказано. Соответствующие ограничения уже внесены в документ, который в скором времени должен поступить в Госдуму. «Мы получили принципиальную поддержку, поэтому в течение месяца документ будет внесен в правительство, после чего поступит в Госдуму», — сказал «Газете.Ru» замминистра финансов Алексей Моисеев. По его словам, в обсуждении текста документа также участвовали представители судов: они указывали на чрезмерное количество банковских и страховых дел, которые сейчас находятся на рассмотрении. Как отметил Моисеев, омбудсмен также будет рассматривать жалобы и в отношении микрофинансовых организаций.

Как рассказал «Газете.Ru» глава организации «Финпотребсоюз» Игорь Костиков, подписавшийся под текстом обращения, общества по защите прав потребителей полностью поддерживают создание института финансового уполномоченного, однако уверены, что введение административного барьера ущемляет интересы потребителей, поскольку право обращаться напрямую в суд гражданам гарантирует Конституция.

«Мы не знаем, насколько эффективно и быстро будет работать это ведомство, омбудсмен должен доказать свою состоятельность собственной эффективной работой», — подчеркнул Костиков.

В четверг замминистра финансов Алексей Моисеев объявил о том, что институт финансового омбудсмена будет основан на базе Центрального банка. Источником финансирования деятельности его аппарата также станут средства Центробанка: на реализацию проекта будут потрачено около 120 млн руб. В ЦБ по запросу «Газеты.Ru» заявление представителя министерства отказались прокомментировать, сославшись на то, что итоговый документ на данный момент еще не готов.

Моисеев рассказал «Газете.Ru», что половина наблюдательного совета будет сформирована из представителей профильных ассоциаций (пять человек), еще пять мест в нем планируется отдать представителям правительства и Центробанка. При этом именно набсовету предстоит принять окончательное решение о выборе финансового уполномоченного.

В качестве главного кандидата на эту роль сейчас рассматривается Павел Медведев: по словам Моисеева, эта кандидатура устраивает всех.

Павел Медведев уже сейчас разбирает споры между банками и клиентами финансовых учреждений. В 2010 году он был утвержден в должности финансового омбудсмена, и до сих пор его работа организована при Ассоциации российских банков. Однако до принятия профильного закона его решения для финансовых организаций носят рекомендательный характер. «Сейчас роль омбудсмена — это роль медиатора между заемщиком и банком. Он ищет компромиссы, например он может помочь провести реструктуризацию кредита», — говорит глава Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков.

Как подчеркнул Моисеев, в соответствии с нынешней версией законопроекта решение омбудсмена на базе ЦБ будут обязательным для исполнения, но если потребителя финансовых услуг оно не устроит, то он сможет обратиться в суд. Однако направиться в суд напрямую для рассмотрения небольших финансовых споров клиенты не смогут. При этом обращение к омбудсмену может стать платным в соответствии с опытом некоторых европейских стран, где стоимость этой услуги составляет около €10, указывает Моисеев: это помогает отсечь претензии людей, «у которых сегодня плохое настроение».

прошенные «Газетой.Ru» банкиры резюмируют, что сейчас наибольшее количество жалоб в банки приходит из ЦБ и Роспотребнадзора.

Алексей Моисеев отметил, что сферы деятельности Роспотребнадзора и финансового омбудсмена в ближайшие годы будут разделены законодательно. При этом омбудсмену достанутся вопросы, которые, по существу, затрагивают тонкости финансовых проблем, а Роспотребнадзору достанутся те, которые не требуют специальных знаний.

Общества по защите прав потребителей в своем письме выступают против таких нововведений и считают целесообразным «сохранить функции по защите прав потребителей финансовых услуг в федеральных органах исполнительной власти: Роспотребнадзоре, Центральном банке РФ, в структуре органов власти субъектов Российской Федерации». По мнению правозащитников, это усилит поддержку институтов гражданского общества как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Источник
Версия для печати
©2012-. СРО Межрегиональный союз кредитных кооперативов. Все права защищены Designed byCenter of Information Technologies