» » В сентябре прошлого года ФСФР стала надзорным органом на рынке МФО и КПК
В сентябре прошлого года ФСФР стала надзорным органом на рынке МФО и КПК
Журнал «Микроfinance+» спросил у заместителя руководителя ФСФР России Юлии Бондаревой, как осуществляется контроль за участниками рынка и какие нарушения среди них встречаются наиболее часто.

Основной причиной допущенных нарушений является очень низкий уровень подготовки кадрового состава микрофинансовых организаций, зачастую мы наблюдаем незнание элементарных требований профильного законодательства. В сфере кредитной кооперации самым острым вопросом является вступление всех кредитных потребительских кооперативов в саморегулируемые организации. Это обеспечит двухуровневый надзор и контроль, предусмотренный законодательством «О кредитной кооперации», где первым контуром надзора являются саморегулируемые организации, а вторым — ФСФР России.

Службой проведена работа по информированию каждого КПК о необходимости вступления в саморегулируемую организацию. В настоящее время налажена система взаимодействия внутри ФСФР России в целях ликвидации не вступивших в СРО кооперативов, подготовлено типовое исковое заявление, территориальные органы приступили к работе по направлению в суд исков о ликвидации кооперативов, не вступивших в СРО.

По результатам проверок, если были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации, ФСФР России выдает обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в ходе проверки нарушений и принятии мер по недопущению этих нарушений в дальнейшем. Следует отметить, что нарушения, выявленные после каждой проверки, индивидуальны, соответственно предписания по устранению этих нарушений и сроки устанавливаются в каждом отдельном случае также индивидуальными. Так, например, в случае если одномоментная ликвидация последствий нарушения законодательства может привести к финансовой дестабилизации организации, то предписание предусматривает соответствующий график или план, в соответствии с которым организация будет постепенно ликвидировать последствия нарушений без серьезного риска как для себя, так и для своих контрагентов и инвесторов.

— Есть ли разделение на плановые и внеплановые проверки? что может стать основанием для проведения внеплановых проверок?

— ФСФР проводит как плановые, так и неплановые проверки. Внеплановые проверки проводятся службой при необходимости незамедлительного реагирования на острую ситуацию в компании. Основанием для проведения внеплановой проверки может стать информация, поступившая в службу от потребителей услуг МФО и КПК, от других министерств и ведомств или от СМИ.

— Какие планируются изменения в осуществлении надзора? Будут ли они сопровождаться изменениями в законодательстве? Какими?

— При осуществлении контрольно-надзорных полномочий мы столкнулись с необходимостью изменений действующего законодательства о деятельности МФО и КПК. Нами подготовлены предложения о внесении изменений в закон о МФО и КПК с целью запретить использование слов «микрофинансовая организация» для организаций, не входящих в государственный реестр МФО.

Другая часть изменений касается обязательного раскрытия МФО полной стоимости микрозайма. Предлагаем дополнить действующее законодательство о микрофинансовой деятельности положениями, обязывающими микрофинансовые организации рассчитывать и раскрывать полную стоимость микрозаймов. Причем как порядок расчета, так и порядок раскрытия полной стоимости микрозайма будет устанавливаться соответствующим подзаконным актом, что позволит адаптировать эти нормы к существующей ситуации на рынке, учитывая специфику и перспективу развития всех видов продуктов МФО.

Также нами проведена работа по расширению Кодекса об административных правонарушениях для МФО и КПК в части разбивки по составам правонарушений и назначения административного взыскания в случае неоднократности правонарушения в течение года. При этом мы дифференцировали размер штрафов в зависимости от видов нарушений. В отношении нарушений законодательства в сфере кредитной кооперации мы пошли по пути установления административной ответственности по отношению исключительно к должностным лицам кооперативов, так как убытки кооператива покрываются за счет пайщиков, которые не осуществляют непосредственного руководства, и в нарушениях, как правило, виновны только должностные лица.

Так же мы считаем необходимым для МФО сотрудничество хотя бы с одним бюро кредитных историй, что позволит МФО обмениваться с ними информацией о заемщиках, а это будет способствовать улучшению выплат по микрозаймам и, как следствие, снижению ставок.

— Как вы взаимодействуете с другими госорганами при осуществлении надзора?

— Конечно, мы взаимодействуем с другими ведомствами, среди них Банк России, Росфинмониторинг, ФАС, МВД и др. Работа строится в нескольких направлениях: обмен информацией, позволяющий как получать необходимую информацию, имеющуюся в распоряжении других органов власти, так и передавать информацию, которая может быть полезна им. Еще одно направление взаимодействия — совместное проведение надзорных мероприятии. Также важное направление сотрудничества — это консультации по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере микрофинансирования и кредитной кооперации, что дает возможность всесторонне подойти к решению поставленных задач, выбирая самый верный и продуманный путь их решения.

— Недавно в ФСФР был создан экспертный совет по микрофинансированию и кредитной кооперации, можете рассказать о его основных задачах?

— Да, действительно в мае в службе был создан совет по МФО и КПК, и 25 мая 2012 года состоялось его первое заседание, в ходе которого были подняты наиболее важные вопросы, которые необходимо решить для развития этого сегмента рынка. Мы считаем экспертный совет хорошей площадкой для активного взаимодействия участников рынка и регулятора.

Источник: Журнал «Микроfinance+»
Версия для печати
©2012-. СРО Межрегиональный союз кредитных кооперативов. Все права защищены Designed byCenter of Information Technologies